Как правильного общаться с коллекторами должникам МФО


Порядка 9 000 тысяч российских семей живут с просроченными долгами. С ними работают специалисты по взысканию. До недавнего времени методы воздействия на должника были практически безграничны. СМИ особо яркие случаи придавали огласке, благодаря этому о коллекторах сформировалось негативное мнение общества.С января 2017 года вступил в силу 230-ФЗ, регулирующий деятельность коллекторов в России. С этого момента надзор за ними осуществляют судебные приставы. За неисполнения новых требований недобросовестные взыскатели могут быть исключены из общего реестра коллекторов и лишиться прав на работу с должниками.

Не терять самообладание

Первое и фундаментальное правило при взаимодействии с коллекторами, не важно, в каком виде это выражается: личная встреча, переписка или телефонный разговор — не терять самообладание и оставлять разум холодным. Цель работника такой организации оказать давление на должника, чтобы он, как бы, откупаясь от стрессового воздействия, оплатил долг.

Проверять полномочия

Важно проверять полномочия человека, который взаимодействует с должником (взыскатель может работать по доверенности от МФО, банка или перекупщика долга). Коллектор обязан представиться и назвать свою организацию. Эту информацию можно легко перепроверить, т.к. по новым требованиям у каждого такого агентства должен быть сайт. Если коллектор исключен из реестра, то он рискует получить штраф в размере 2 млн. рублей. Должник должен получить уведомление от своего кредитора, убедиться в том, что его долг законно передан на взыскание третьему лицу. В договоре займа или кредитном договоре должно быть, чётко указано о праве кредитора передавать долг. Иначе на общение с клиентом имеют право только сотрудники финансовой организации, выдавшей ссуду.

Изучить закон о коллекторах и скачать типовые формы жалоб на коллекторов

Стараться казаться скрупулёзным и занудным, проверять каждый документ на предмет ошибок и опечаток. Указывать на них исполнителю с просьбой переделать, заверить, исправить и т.д. Должнику желательно хорошо изучить закон о коллекторах и при выявлении нарушений немедленно жаловаться судебным приставам или на сайт Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств. Для этого на сайте (ФССП) есть типовые формы заявлений.

Навязывать свои условия

Доставить проблемы коллекторской компании можно путем навязывания собственных правил общения. Назначать встречи в неудобных местах, например, на максимальном удалении от их офиса. Переносить телефонные разговоры. Торговаться, просить изменять графики погашения и платить стабильно, но понемногу. Коллекторы заинтересованы в быстром возврате хотя бы части долга.

Подавать жалобы за звонки в неурочное время

Новым законом строго регламентировано время и частота возможных звонков должнику. Один телефонный контакт в сутки, не более двух в неделю и восьми в месяц. Время звонка должно быть не ранее 8 утра и не позже 10 часов вечера. Во время телефонного контакта нужно быть корректным и сдержанным. Не поддаваться на давление и провокации. Если выход из себя неизбежен, лучше оборвать разговор или перенести его на некоторое время. При назойливых звонках должнику нужно твердо сообщить о своем понимании сути проблемы и желании сотрудничать. Коллекторы теперь не могут звонить на работу должнику и сообщать о просрочках. За это их ждет штраф в размере 500 тыс. руб.

Сохранять переписку с коллекторами

При переписке с коллекторами все исходящие письма от должника должны быть выдержанны в сухом юридическом стиле. Это создает серьезное впечатление у получателя и дисциплинирует его при дальнейшей переписке. За помощью можно обратиться к разовым услугам юристов. У коллекторов большая клиентская база и, получив грамотный юридический ответ, они могут переключить внимание на менее «трудный» долг. Сохраняя все письма и уведомления о вручении, должнику во время суда легче доказать свои намерения на мирное урегулирование проблемы.

Одна встреча с одним коллектором не чаще раза в неделю

В случае личного визита сотрудников по взысканию должник может не открыть дверь и попросить гостей удалиться. Если они будут излишне активными, он вправе вызвать полицию с сообщением о попытке проникновение в свое жилище. Коллекторы не имеют полномочий описывать имущество и требовать доступа на территорию частной собственности. По закону коллекторы имеют право на личную встречу только один раз в неделю. Причем со стороны взыскателей может присутствовать не более одного человека.

Не давать дополнительной информации

Чем меньше информации имеют о должнике взыскатели, тем лучше для первых. Должнику лучше не рассказывать о своих планах по продаже имущества, не давать дополнительных контактных данных, не сообщать фактическое местонахождение. В то же время не стоит вступать в открытую конфронтацию. Не отказывать прямолинейно, а ссылаться на различные обстоятельства.

Пользоваться правом на прекращение общения с коллекторами по истечению четырех месяцев

Должник может воспользоваться услугами кредитного адвоката. Причем только первые 4 месяца с момента просрочки должник должен общаться с коллекторами напрямую. По истечению этого срока он может подать уведомление об отказе общения с коллекторами по утвержденной форме на сайте ФССП. Дальнейшие неприятные процедуры проведет адвокат.

Должнику не стоит надеяться на миф об исковой давности. Рассчитать этот трехлетний срок сложно. Он считается от окончания исполнения обязательств, указанных в уведомлении от кредитора заемщику о наличии просроченной задолженности. А если данное уведомление не поступало, то расчет производиться от даты просрочки по последнему платежу. То есть, отсчет начнётся заново, если должник возобновит платежи.

Зная свои права и обязанности, должнику не составит труда вести грамотное взаимодействие с взыскателями. Все неправомерные действия он может фиксировать с помощью видео и аудио средств, оглашая их правоохранительным органам и в суде.