Результаты исследования финансовой грамотности российских детей и подростков

Исследовательский центр “НАФИ” провел любопытное исследование о финансовой грамотности российских детей и подростков из 40 регионов страны. На основании этих данных можно сделать выводы об осведомленности подрастающего поколения о финансовых услугах и провести анализ будущих заемщиков микрофинансовых организаций.

Отношение к платежным системам

Более 80% опрошенных подростков пользовались платежными инструментами хотя бы раз за последние три месяца. При этом доли их использования оказались примерно равны. Почти треть респондентов отдают предпочтения платежным терминалам ( 28%), банкоматам – 26%, банковским картам, привязанным к родительскому счету -24%. При этом достаточно велика доля подростков, которые пользуются электронными кошельками – 19%.

Такой широкий разброс способов совершения платежей означает, что микрофинансовым организациям необходимо расширять список платежных инструментов, с помощью которых их заемщики могут получить или погасить кредит. Сейчас многие онлайн МФО предлагают клиентам получать средства только на банковскую карту.

Отношение к онлайн покупкам

Почти половина опрошенных подростков хоть раз оплачивали покупки через интернет. Причем большинство их них (31%) использовали для этого электронный кошелек, а оплата наличными курьеру – лишь второй по популярности способ оплаты (29%), банковская карта – третий по популярности (29%),  карта предоплаты – четвертый по популярности способ (19%). Из самых непопулярных способов оплаты можно выделить мобильные приложения (2%), счета на сайте интернет-магазинов (1%), счета номеров телефонов (5%), оплата в отделениях банка наличными (4%).

Популярность покупок через интернет у подрастающего поколения свидетельствует об огромных перспективах онлайн МФО. По прогнозам многих аналитиков доля рынка офлайновых и онлайновых микрофинансовых организаций сравняется уже через 5 лет, при том, что сейчас последние занимают лишь незначительную долю рынка.

А низкая популярность оплаты покупок при помощи мобильного приложения среди подростков говорит о том, что онлайн МФО не стоит во что бы то не стало создавать собственные приложения.

Отношение к кредитованию

Большинство опрошенных подростков слышали о кредитовании. Но мало, кто из них разбирается в его нюансах. Большая часть респондентов не знают, чем отличаются различные виды кредитных организаций (банки, микрофинансовые компании, ломбарды). Такие же смутные представления они имеют о разновидностях кредитных продуктов, начислении процентов, просрочке, залоге.

При этом большая часть опрошенных детей в старшей возрастной группе (от 12 до 17 лет) негативно относятся к кредитованию. “Берешь деньги в кредит, а когда не можешь платить у тебя забирают квартиру, машину и все вещи” – вот распространенное мнение подростков. Такой негативный взгляд формируется, скорее всего, из-за смутных и отрывочных сведений молодого поколения о таких финансовых услугах. И чаще всего они формируются под влиянием услышанных обрывков новостей и разговоров родителей.

Поэтому микрофинансовым организациям стоит уделять внимание повышению финансовой грамотности заемщиков и проводить мероприятия по улучшению своего имиджа в глазах молодого поколения.

Отношение к инвестированию

Если о кредитовании опрошенные подростки имели хоть какое-то представление, то такой способ заработка, как инвестирование им практически незнаком. Респонденты до 12 лет вообще не смогли объяснить, что это такое. Опрошенные подростки из более старшей группы знают о вкладах и сберегательных книжках из советского прошлого, при этом термин “депозит” им неведом.

Такая неосведомленность привела к тому, что респонденты имеют нейтральное отношение к вкладам в банки и микрофинансовые организации. Это свидетельствует о том, что МФО следует также уделять внимание и распространению информации о своих предложениях по вкладам.


Александр Светлов специально для ТопЗаймов.рф

Вам понравится:


Обсуждение


введите символы
Популярные предложения