Исследование финансового положения россиян. Какие факторы необходимо учесть МФО

Центр социологических исследований РАНХиГС подготовил исследование “Флэш Евробарометр 2015”. Целью проекта было определение социально-экономического положения жителей России. В рамках этого исследования было опрошено более 6000 человек. Полученные данные очень пригодятся микрофинансовым организациям, при создании кредитных продуктов и определении стратегии развития.

Финансовое положение

финансовое положение.jpg

Почти половина опрошенных считают, что их финансовое положение в 2015 году ухудшилось, а четверть респондентов полагают, что оно ухудшилось очень сильно. Финансовое положение 40% опрошенных, по их словам, не изменилось.

Позитивно настроенных людей по результатам опроса почти не выявлено. Только 17% респондентов считают, что их финансовое положение немного улучшилось и всего лишь 1% - что сильно улучшилось. В прошлом году таких оптимистов было в два раза больше - 33% и 2%.

Изменение экономической ситуации в стране

оценка экономической ситуации в стране.jpg

Еще осенью-зимой 2012 года количество людей, считающих, что социально-экономическая ситуация в стране ухудшается, не превышало 25%. Их количество стремительно росло и к осени-зиме 2013 года превысило 40%. К весне-лету 2014 года наметилась положительная  динамика. Число недовольных социально-экономической ситуацией снизилось на несколько процентов , но уже осенью-зимой 2014 года их количество снова начало расти и к весне-лету 2015 года приблизилось к 70%.

рост портфеля МФО.jpg

Если сравнить эти данные с динамикой роста объема портфеля микрозаймов российских МФО, прослеживается очень любопытная тенденция. В период увеличения числа довольных социально-экономической ситуацией в стране темпы прироста совокупного портфеля микрозаймов членов СРО “МиР” (крупнейшей российской СРО в сфере микрофинансирования) были минимальными. Со второго по четвертый квартал 2014 года они увеличились на 1,891 миллиард рублей. А в период максимального ухудшения ситуации объем займов МФО рос наибольшими темпами - со второго по третий квартал 2015 года он увеличился на 3,15 миллиардов рублей.

Такая взаимосвязь указывает на то, что рост объема займов МФО обратно пропорционален степени довольства населения социально-экономическому положению стране.

Индекс экономического оптимизма

В исследовании РАНХиГС также упоминается такой показать, как индекс экономического оптимизма. Причем он не всегда пропорционален финансовому положению россиян. Так во время стремительного падения доходов населения весной-летом 2015 года индекс экономического оптимизма снизился всего на 11%. А в 2014 году, когда снижение дохода было не слишком большим, этот показатель даже вырос.

Это означает, что при оценке перспектив своего экономического положения россияне не всегда учитывают такие факторы, как текущий уровень доходов. И готовы поверить в улучшение своего положения в будущем даже, если экономическое положение в стране на данный момент их не радует.

Авторы исследования сравнили показатели экономического оптимизма россиян и европейцев. Оказалось в России они выше на 22%, при том что только 21% россиян оценивает ситуацию в стране, как позитивную. В Европе количество таких людей достигает 35%.

Стратегии поведения в кризис

стратегия поведения в кризис.jpg

Особенно интересными для микрофинансовых организаций должны стать результаты опросов об особенностях поведения россиян в кризис. Только 1% респондентов ответили, что в случае кризиса возьмут кредит в банке для улучшения своего материального положения и еще 1% возьмет в такой ситуации деньги у близких. Большинство опрошенных попытаются найти дополнительный источник дохода (48%), значительное число респондентов станут на всем экономить (38%).

Это говорит о том, что россияне не испытывают большого доверия к кредитным учреждениям и обращение за кредитом или займом при ухудшении финансовой ситуации в большинстве случаев являются их спонтанным, а не осознанным решением.

Количество социальных связей

Также в исследовании уделяется большое внимание изучению влияния социальных связей на поведение человека. Авторы отмечают, что от их объема во многом зависит уверенность человека в будущем и способность адаптироваться к экономическим трудностям.

Но наибольшее значение играют слабые социальные связи (знакомые, коллеги по работе, партнеры по спорту и т.д.). Согласно результатам опроса люди, имеющие большое количество социальных связей даже в период кризиса оставались уверенными в своем социальном благополучии и хороших шансах найти новую работу в случае увольнения. Такой оптимизм связан с особенностями российского рынка труда. По данным РАНХиГС 52% россиян находят работу через неформальные каналы и только 15% используют открытые источники информации (объявления в газетах, интернете, вакансии биржи труда).

Также в результате исследования было установлено, что респонденты, имеющие более 100 неблизких знакомых, в 42% случаев отдают предпочтение неформальным каналам кредитования. Люди, имеющие менее 10 слабых связей, делают это только в 26% случаев и, следовательно, при внезапных материальных учреждениях им волей неволей придется обращаться в кредитные учреждения.На эти факторы стоит обратить внимание микрофинансовым организациям.


Александр Светлов специально для ТопЗаймов.рф

Вам понравится:



Обсуждение


введите символы
Популярные предложения