Почему заемщики МФО не хотят платить по долгам и как с этим бороться

По данным НБКИ уровень просрочки российских микрофинансовых институтов, по состоянию на 1 июля 2016 года, составил 21,2%. По сравнению с предыдущим кварталом этот показатель уменьшился на 3,6%. Но, у микрофинансовых организаций Европы и США показатели просроченной задолженности в разы ниже. В чем же причина большого количества недобросовестных заемщиков среди клиентов российских МФИ и как игроки рынка могут решить эту проблему? Об этом нам рассказала Дарья Кузнецова, главный редактор портала ТопЗаймов.рф.

Богатые тоже не платят

Компания “Домашние Деньги” проводила исследование, в ходе которого был определен типичный портрет ее заемщика, который не возвращает займ. Оказалось, что им является не какой-то асоциальный элемент, а активный человек, имеющий стабильный доход, хорошее образование и семью.  Такие люди составляют чуть меньше половины (48%) от общего количества недобросовестных заемщиков. В то время как доля заемщиков, которые не могут возвращать займ из-за того, что потеряли работу, составляет всего лишь 15%.

Эти данные подтверждает и генеральный директор компании Money Man Борис Батин. По его словам, средний неплательщик МФО – вполне благополучный мужчина со средним или высшим образованием в возрасте около 30 лет. Получается, что почти половина клиентов российских микрофинансовых институтов могут найти деньги для погашения задолженности, но по определенным причинам не хотят делать этого.

Почему заемщики не хотят платить по долгам. Мнение экспертов

Главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов считает, что «в крупных городах зачастую считается чуть ли не почетным не платить по банковским кредитам и займам МФО. Более того, на фоне возросшей активности средств массовой информации по освещению работы МФО именно такие заемщики предпочитают активно выступать с комментариями, а также жаловаться на давление со стороны финансовых учреждений. Так, недисциплинированные заемщики ловко манипулируют сознанием других граждан, в том числе через средства массовой информации»

Похожего мнения придерживается персональный финансовый советник Наталья Смирнова

«Вопрос лежит в плоскости «обмануть/сломать систему». Вопреки устоявшемуся мнению, такие люди обычно финансово грамотны и понимают, что банкротство физлиц начинается с долга от 500 тыс. рублей. МФО в принципе выдают небольшие суммы, чтобы тратиться на судебные тяжбы и исполнительное производство, им проще».

Почему заемщики не хотят платить по долгам. Мнение портала ТопЗаймов.рф

Главная причина высокого уровня просроченной задолженности МФО заключается в том, что в нынешних условиях недобросовестные заемщики в подавляющем большинстве случаев остаются абсолютно безнаказанными. Компаниям не выгодно взыскивать с них задолженность через суд из-за мелких сумм займов. Раньше игроки рынка чаще всего просто продавали безнадежные долги коллекторским агентствам. Но, после принятия закона о коллекторской деятельности требования к подобным компаниям существенно ужесточились и им будет гораздо сложнее взыскивать долги.

Так как шансы, что МФИ подаст в суд крайне малы и суммы займов невелики, недобросовестному заемщику вряд ли грозит запрет на выезд за рубеж. А при устройстве на работу наличие долгов проверяется лишь в очень крупных компаниях. Таким образом, единственное чем рискует заемщик, который не собирается отдавать займ – испорченная кредитная история. Но, ее со временем можно улучшить

Как бороться со злостными неплательщиками

По мнению Бориса Батина, невыплата займа при наличии достаточных средств для этого может квалифицироваться как мошенничество и это деяние является уголовно наказуемым. Правда не все недобросовестные заемщики подозревают об этом или верят в то, что действительно понесут какое-либо наказание. Если бы появилось хотя бы несколько прецедентов, когда клиентов МФО, заранее не собиравшихся выплачивать займы, приговаривали к тюремным срокам за мошенничество. И подобные случае активно тиражировались бы в СМИ, уровень просрочки микрофинансовых институтов мог бы резко сократиться.

Еще один способ борьбы с недобросовестными заемщиками – сокращение суммы займов. Чем меньшую сумму необходимо будет отдавать, тем больше клиентов побоятся не возвращать ее и портить таким образом кредитную историю. Микрофинансовые институты в 2016 году существенно уменьшили средний размер выдаваемых займов. Во втором квартале средний размер потребительского займа сократился на почти на 30%- с 29,9 до 21,1 тысячи рублей. Уменьшился размер займа до зарплаты. Во втором квартале 2016 года он составил 11 тысяч рублей, что на 600 рублей меньше, чем в прошлом квартале.

Третий, и пожалуй самый эффективный, способ уменьшения количества клиентов-мошенников и общего уровня просрочки на данный момент – усовершенствование системы оценки платежеспособности заемщика. Ведущие игроки рынка микрокредитования активно внедряют автоматические системы скоринга, которые оценивают потенциальных заемщиков не только по качеству кредитной истории, но и по профилям в социальных сетях и поведению на сайте компании при оформлении онлайн займа. Ведь, если заемщик не ознакомился с условиями займа, не прочитал информацию о компании, вполне возможно, что он и не думает о том, чтобы возвращать деньги.

Зарубежный опыт

В США к проблеме неплатежей кредитов и займов подходят более комплексно. Там каждому жителю страны присваивается кредитный бал FICO. Он вычисляется исходя из качества кредитной истории, длительности отношений с кредиторами, количества поданных заявок на получение средств, типов и сумм полученных кредитов.

Запросить бал FICO определенного человека может кто-угодно. Если этот балл недостаточно высокий, его обладателю будет очень сложно устроиться на хорошую работу или снять квартиру. Поэтому в США население относится к выплате кредитов и займов на порядок ответственнее, чем в России. Американцы понимают, что плохой кредитный балл может доставить им кучу проблем. Российским недобросовестным заемщикам пока это не грозит.

Вам понравится:




Возврат к списку

Отзывы


введите символы
Популярные предложения