Почему МФО стали реже одобрять заявки на займы


Объединенное кредитное бюро (ОКБ) опубликовало информацию о среднем проценте одобренных заявок в микрофинансовых и микрокредитных компаниях. Этот показатель снижается уже два квартала подряд, в то время как в банковском секторе процент одобрения наоборот начал расти. Эксперты выдвигают три версии, объясняющие эту тенденцию.

Как меняется процент одобрения заявок

В последнем квартале 2016 года процент одобрения заявок составлял 31,9%. В первом квартале 2016 года этот показатель снизился до 27,7%. Во втором квартале 2016 года он упал еще на 2,3% и составил 25,4%. Опрошенные эксперты по-разному объясняют эту тенденцию.

Прогресс в оценке платежеспособности заемщиков

По мнению представителей ОКБ такая тенденция связана с совершенствованием скоринговых систем. Сейчас все крупные компании помимо кредитной истории используют данные из соцсетей, телекомов. «Более пристальный подход к оценке потенциальных заемщиков влияет и на общее снижение уровня одобрений», — считает директор по развитию продуктов ОКБ Александр Ахломов.

Мнение представителя ОКБ подтверждаются и данными по изменению уровня просрочки. Ведь, если снижение процента одобрений произошло из-за ужесточения требований к заемщикам, это неизбежно должно было бы привести к изменению процента просрочки. Так и случилось. По данным НБКИ в первом квартале 2016 года средний уровень просрочки микрофинансовых организаций составлял 24,8%, во втором квартале он снизился на 3,6%.

Стремительное развития сегмента онлайнового микрокредитования

По мнению Бориса Батина, гендиректора сервиса онлайн-кредитования MoneyMan, снижение процента одобрения связано также со стремительным развитием компаний, выдающих онлайн займы. К примеру компания Money Man, один из лидеров сегмента онлайн кредитования, за 2015 год увеличила свой кредитный портфель в 2,5 раза до 3,3, миллиардов рублей. Ожидается, что к 2020 году на долю онлайн компаний будет приходится порядка 50% рынка.

Компании, выдающие займы через интернет, обычно используют более продвинутые методы скоринга. К примеру, анализируют поведение клиента на сайте при оформлении заявки. Поэтому процент одобрения в них обычно ниже, чем в оффлайновых микрофинансовых и микрокредитных компаний. Но, постепенно эта тенденция меняется. По словам Бориса Батина на данный момент процент одобрения заявок в Money Man немного вырос по сравнению с началом года. Можно предположить, что благодаря внедрению новых систем скоринга качество заемщиков и процент одобрения в онлайновых компаниях и дальше будет расти, в оффлайновых – снижаться.

Ухудшение качества клиентов микрофинансовых организаций и рост объемов банковского кредитования

По мнению замдиректора по развитию бизнеса МФО «Мигкредит» Динары Юнусовой объясняется главным образом ухудшением качества заемщиков. В начале 2016 года банки начали наращивать объемы кредитования и многие заемщики, ранее ушедшие от них в МФО, снова стали обращаться в банки за кредитами. Это подтверждается и данными ОКБ. Во втором квартале 2016 года процент одобрения заявок на кредиты в банках увеличился на 0,3%.

Это привело к некоторому снижению качества заемщиков микрофинансовых и микрокредитных компаний и заставило их ужесточить требования, что привело к уменьшению процента одобренных заявок.