Основные игроки рынка рассказывают о планах развития на ближайшие 5 лет. 

Российский рынок МФО оценивается экспертами как один из самых быстрорастущих финансовых рынков России. При этом находится он только в стадии становления и его в любом случае ожидают большие перемены, как в плане законодательного регулирования, так и в виде перераспределения долей рынка между лидерами и появления новых крупных игроков. Данное состояние рынка является крайне интересным для аналитики. Если же добавить к этому, что даже, несмотря на финансовый кризис, почти все участники рынка МФО смотрят в будущее с оптимизмом, а многие считают, что этот кризис повлиял на рынок положительно, то становится очевидно, что микрофинансирование - явление уникальное для российской экономики.

Большое «микро» финансирование.

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что рынок МФО только формируется и что само название «микро» может сбить с толку некоторых сторонних наблюдателей, уже сейчас по различным оценкам объем данного сектора является очень серьезным, а перспектива роста колоссальна.

«Российский рынок микрозаймов оценивается не менее чем в 400 млрд. рублей, - комментирует Борис Батин - генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan, - при этом потребность населения в микрофинансировании сегодня удовлетворяется примерно на 20%. Рынок находится на начальной стадии роста, потенциал для расширения бизнеса очевиден. В течение ближайших 5 лет рынок МФО будет расти в среднем на 40% ежегодно. Только через 5-7 лет ожидается постепенное насыщение рынка, которое приведет к замедлению роста до 5-10% в год».


Именно поэтому любые временные сложности могут казаться участникам рынка незначительными на фоне столь серьезных перспектив развития и роста.


Развитие онлайн технологий.

Рынок МФО является одним из самых высокотехнологичных финансовых рынков в России. Большая часть МФО работает исключительно онлайн, и именно на развитии  продвижении в сети Интернет ставят основные участники рынка. Интернет уже давно охватил большую часть населения России, но все равно «компьютеризация» населения продолжается,  и рынок МФО уже за счет этого постоянно растет.

«Особенно это касается сегмента онлайн-кредитования, - комментирует Борис Батин. - Онлайн-займы набирают популярность по мере проникновения мобильных технологий и интернета в регионы России, где дистанционное обслуживание видится наиболее эффективным. Онлайн-технологии выдачи микрозаймов позволяют отказаться от географической привязки и повышают финансовую доступность, что также отвечает проводимой государственной политике».


Оффлайн или онлайн?

Впрочем, несмотря на то, что большинство участников рынка стремится к развитию именно онлайн направлений собственной деятельности, прекращение оффлайн кредитования в сфере МФО никто не предсказывает, напротив, этот сектор, по всей видимости, будет также расти и найдет своих клиентов и заемщиков.

«Игроки, которые стараются действовать проактивно, все больше ресурсов направляют на развитие онлайн-каналов и дистанционного обслуживания, - отмечает Юрий Провкин, генеральный директор группы компаний "Быстроденьги". -  Но это вовсе не означает, что в обозримом будущем все офисы МФО закроются. Происходит диверсификация: простые продукты и сервисы перетекают в дистанционные каналы, офисы предлагают комплексные решения для разных финансовых проблем клиента. Хорошим толчком для развития онлайн сервисов станет совершенствование законодательной базы, которая сегодня, пожалуй, является главным сдерживающим фактором».


Кризис как тест.

Кризис стал одним из тестов для нового и быстрорастущего рынка МФО. Да, произошло некоторое количество банкротств, но в целом рынок продолжает расти, и его участники укрепляют свои позиции.

«Кризис дал МФО новый толчок роста, – считает генеральный директор «Мигомденьги» Нарышкин Андрей, - банки стали предъявлять к заемщикам более строгие требования, в том числе, на кредиты, не превышавшие 30 000 рублей. В это же время спрос на заемные деньги увеличился. Куда делись эти заемщики? Они были вынуждены обратиться за микрозаймами. Мировой рынок микрофинансирования растет достаточно быстрыми темпами. По проведенным исследованиям, с 2011 по 2015 год рынок вырос на 335%. Объем выдачи займов в Петербурге за 2014 год вырос на 40%, до 15–16 млрд. рублей. В 2015 году рынок может прибавить еще 25–30%».


Участники рынка укрепились во мнении, что их услуга является одной из самых востребованных на финансовом рынке и на нее практически не влияют внешние факторы:

«Потребность в заемных средствах у населения будет всегда, - комментирует Динара Юнусова, заместитель генерального директора по развитию бизнеса, член правления МФО «МигКредит». 

- Дополнительным фактором для развития микрофинансирования служит то, что средняя заработная плата в России составляет 32 тысячи рублей, и зачастую у человека возникают непредвиденные траты, на которые собственного дохода не хватает».



Регулирование государством.

Не секрет, что в ближайшее время всем участникам рынка МФО придется столкнуться  с новой реальностью – регулированием рынка со стороны Государства. 

«Изменения рынка МФО, в ближайшее время, условно можно разделить на несколько направлений: изменение в регулировании рынка со стороны государства и маркетинговые изменения, - объясняет Примак Александр, Руководитель отдела маркетинга ООО МФО «САММИТ». - Последние инициативы о введении нового «механизма» расчета процентных ставок и возможного разделения рынка на микрозаймовые и микрофинансовые организации говорят о том, что контроль деятельности рынка государством будет только усиливаться. Хорошо это или плохо – время покажет. В свою очередь компаниям, которые ведут свою деятельность в рамках закона, не сложно будет адаптироваться к новым реалиям».


Впрочем, крупнейшие участники рынка и к этому моменту относятся с оптимизмом, рассчитывая, что он не повлияет на бизнес основных игроков, но позволит им защититься от недобросовестных компаний - однодневок, которые своей деятельностью портят общий имидж МФО.


«Изменения законодательства, ужесточения правил ЦБ, таких как, например, недавно вступивший в силу закон об обязательном вступлении в СРО, значительно изменит рынок микрозаймов в России, – поясняет Андрей Нарышкин. - «Серый рынок» займов может практически перестать существовать. Под угрозой и мелкие МФО, в основном работающие в маленьких городах. Они не могут конкурировать с крупными микрофинансовыми компаниями, с агрессивным маркетингом и отлаженными службами back-офиса, которые важны в нашей работе. Таким МФО либо придется закрыться, либо встать под крыло сильного бренда».


Индивидуальные займы.

Из главных тенденций, которые, прежде всего, коснуться заемщиков, появление большого числа индивидуальных продуктов, когда процентные ставки зависят сразу от многих факторов. Появление индивидуальных кредитных продуктов – одно из направлений развития МФО, которое основано на появлении новых технологий анализа заемщика посредством изучения данных о нем в сети Интернет.

«Стоит упомянуть глобальный тренд – BigData, который в последнее время набирает обороты в сегментах потребительского рынка, - комментирует Примак Александр. - В определенной степени, ряд МФО уже используют принципы работы с «большими» данными для построения эффективной системы управления взаимоотношений с потребителями. Вполне вероятно, что на основе BigData будет проводиться наносегментация клиентской базы, и продукты МФО будут уникальными практически для каждого пользователя».


Снижение ставок.

Еще одним очевидным вектором развития рынка МФО становится постепенное снижение средних процентных ставок по займам. Практически все игроки постепенно снижают процентные ставки или предлагают своим клиентам существенные бонусы при повторных займах. Эта тенденция также положительно влияет на развитие рынка, который в глазах потребителя становится все более цивилизованным и удобным.

«МФО «МигКредит» снизил с 1 июля 2015 года ставки по займам, - комментирует Динара Юнусова. -  Для клиентов, впервые обращающихся в компанию, снижение ставок составило от 5% до 20%, в зависимости от рисковой категории клиента, суммы займа, срока займа. Для лояльных клиентов компании, которые получают второй, третий и последующие займы, продукты МигКредит всегда были выгоднее. Теперь же для данной категории клиентов компания предлагает продукт дешевле на 5% -15%, что станет приятным подарком к сезону отпусков».


Будущее за экспансией крупных игроков.

Как уже отмечалось, российские МФО смело смотрят в свое будущее. Многие игроки рассчитывают на собственную экспансию, причем не только на внутреннем рынке. В России структура конкурентной среды будет меняться. Возможно, что в скором времени, возрастет количество слияний и поглощений на рынке. Основные «битвы» развернуться за онлайн пространство, которое большинство участников рынка видит основным каналом продаж и привлечения новых клиентов. Стоит отметить, что некоторые российские МФО нацелены на выход на зарубежные рынки, причем это касается не только и не столько стран СНГ, так например, Борис Батин рассказывает о подобных планах своей компании:

«В планах развития MoneyMan на ближайшие 5 лет – международная экспансия, в первую очередь, на рынки стран дальнего зарубежья. В июне 2015 мы запустили бизнес в Испании, в течение года запланирован выход в Латинскую Америку, затем – в страны Юго-Восточной Азии. Наша цель – занять лидирующие позиции на рынках всех стран присутствия. Компания придерживается политики постоянного улучшения качества предоставляемых услуг, совершенствования технологической составляющей, и эта тенденция сохранится. Расширению продуктовой линейки будет сопутствовать превращение MoneyMan в финансовый супермаркет».






Возврат к списку

Отзывы


 Стоимость данных о клиенте будет снижаться одновременно с развитием  направления Big Data

Алиса Новикова

Руководитель направления PR департамента маркетинга [смсфинанс }

Шанс стать управляющим и даже региональным руководителем группы есть у каждого менеджера

Юрий Попик

председатель Совета директоров МФО «Центрофинанс»,

Популярные предложения
Займ на карту Кукуруза.
Займ на карту Кукуруза.
От 3000 до 21000 руб. Под 1% в день. С 18 лет. Без справок и поручителей!