По количеству дней
По проценту одобрения
По сумме займов
Прочие
Анализ целей оформления микрозаймов. Как изменялись потребительские настроения заемщиков в 2016 году
Сервис выдачи онлайн займов Money Man провел исследование о целях, на которые его заемщики берут микрозаймы. Анализ этих данных и аналогичных исследований, проводившихся весной 2016 года, позволяет определить, как изменились цели и потребительские настроения заемщиков за последнее время.
На что заемщики брали займы во втором квартале 2016 года
По данным Money Man на эти цели оформляют онлайн займы 43,4% заемщиков. Под неотложными нуждами клиенты понимают срочный ремонт бытовой техники, приобретение товаров первой необходимости, транспортные расходы, оплату услуг ЖКХ. Второй по популярности целью оформление микрозаймов является приобретение подарков, расходы на праздники и на детей. На эти нужды берут деньги 11,1% заемщиков. На ремонт дома оформляют микрозаймы 10,4% опрошенных Money Man людей, на приобретение бытовой техники – 7,9% заемщиков, на погашение других кредитов и займов – 7,5%. Менее 5% клиентов Money Man берут займы на развитие бизнеса (4,5%), на погашение штрафов ГИБДД (4,4%) и на путешествия (2,8%).
На что заемщики брали займы в первом квартале 2016 года

Весной 2016 года аналогичное исследование проводил сервис по выдаче займов “Робот Займер”. Согласно полученным данным, на неотложные нужды оформляли займы 30,5% заемщиков. Второй по популярности целью было погашение текущего займа и кредита (19,5%). Третьей – покупка лекарств или посещений врачей (11,5%), четвертой – покупка подарков (9,6%).
Как изменились цели и потребительские настроения заемщиков. Мнение портала ТопЗаймов.рф
Сравнение данных этих двух компаний позволяет оценить насколько изменились цели и потребительские настроения заемщиков за последние три месяца. Количество заемщиков, оформляющих микрозаймы на неотложные нужды, увеличилось почти на 15%. Под неотложными расходами обычно понимаются траты на самые необходимые вещи. И, если на них не хватает денег все меньшему количеству людей, это свидетельствует об ухудшении материального положения клиентов микрофинансовых и микрокредитных компаний.
Положительной тенденцией является снижение количества заемщиков, берущих деньги на погашение других займов и кредитов. Оно уменьшилось с 19,5% до 7,5%. Это свидетельствует об уменьшении долговой нагрузки на население. Такая тенденция могла быть вызвана политикой Центробанка, который неоднократно заявлял о необходимости ограничения процентных ставок по микрозаймам. Соответствующий закон был принят Госдумой в июне 2016 года.
А вот количество людей, оформляющих займы на приобретение подарков и проведение праздников, практически не изменилось. По данным компании “Робот Займер” весной 2016 года их было 9,5% от общего количества заемщиков. По данным компании Money Man летом 2016 года они составляли 11,1% по общего количества заемщиков. Если учесть, что в Money Man записывали людей, покупающих на заемные средства подарки и тратящих их на детей, в одну категорию, можно заключить, что количество займов на подарки и проведение праздников практически не изменилось.

Станислав Бондаренко
Директор по франчайзингу группы компаний Eqvanta

Леван Назаров
Генеральный директор ООО «МИЛИ (МКК)