Что ожидает финансовый рынок в ближайшие годы


Рынок микрофинансирования находится на рубеже большого перелома. Главным фактором развития компаний становятся технологии, мелкие компании постепенно вытесняются с рынка, на сегмент микрофинансирования начинают обращать внимание банки и финтех-компании. Портал Zaim.com провел исследование и опросил представителей МФО о будущем сегмента микрозаймов.

Технологию будущего

Крупные компании внедряют новые технологии, которые повышают качество скоринга и уровень работы с клиентами. По результатам опроса портала Zaim.com наиболее важными и перспективными технологиями представители МФО назвали Machine Learning, Big Data и Data Mining.  По словам Бориса Батина, генерального директора сервиса онлайн-кредитования MoneyMan, 95% решений в холдинге ID Finance (куда входит и Money Man) принимаются автоматически благодаря технологии Machine Learning . Технологии искусственного интеллекта и обработки больших массивов неструктурированных данных (Big Data) позволяют осуществлять автоматический скоринг клиентов. По мнению Максима Большакова, заместителя директора департамента банковского ПО RS-Bank компании R-Style Softlab, на рынок микрофинансирования также может оказать влияние появление в России единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Также существенную роль в работе МФО начинают играть боты, которые помогают отвечать на вопросы клиентов. 7% компаний уже используют эту технологию, 46% — планируют внедрить в ближайшем будущем. При этом представители многих микрофинансовых организаций считают, что боты не смогут полностью заменить “живых” консультантов, так как при работе с клиентами очень важен персоналированный подход.

Технологическая пропасть

В тоже время мелкие МФО безнадежно отстают от лидеров и разрыв между ними постоянно увеличивается. Вот лишь некоторые цифры, показывающие огромную пропасть между крупными и мелкими компаниями.

Только 5% игроков микрофинансового рынка предлагают клиентам услугу по предоставлению онлайн займов.

Оставить заявку на получение займа через интернет можно на сайтах 7% МФО.

Перечисление займа на электронные кошельки предлагают лишь 1,5% микрофинансовых организаций.

22% МФО вообще не имеют собственных сайтов.

Конкуренция из вне

По мнению представителей микрофинансовых организаций, в будущем конкуренция на микрофинансовом рынке только усилиться. Этому будет способствовать приход “внешних” игроков, которые постепенно начинают интересовать сегментом МФО. 23% респондентов портала Zaim.com считают главным конкурентом крупные МФО, еще 23% опасаются конкуренции со стороны финтехов, 15%- сотовых операторов, 8% — P2P площадок. Еще 23% опрошенных считают, что у МФО нет серьезных конкурентов.

Любопытно, что большинство опрошенных не рассматривали в качестве конкурентов банки. Хотя это наиболее близкие к МФО кредитные организации.

При этом 71% опрошенных считает, что в будущем финтехи могут частично заменить кредитные организации, а 31% считает, что МФО могут потеснить сотовые операторы.

Большинство экспертов уверенны: финансовый сектор, в современном понимании, скоро перестанет существовать. Главную роль будут играть технологии, а функции привычных сейчас финансовых учреждений кардинально изменяться. Надежда Денисова, директор по маркетингу компании МигКредит, считает, что обслуживание кредитного продукта будет проходить автоматически путем обмена данными с идентификатором пользователя/финансовым счетом клиента и кредитного сервиса.

Дмитрий Горшков, директор по технологиям Росгосстрах Банка, полагает, что в скором времени банки превратятся в мобильные приложения, через которые будут выполняться финансовые операции, а привычные всем кредитные и дебетовые карты канут в лету.

Ирина Жаброва, руководитель направления по продвижению сегмента B2B/B2G Департамента внешних коммуникаций Ростелекома считает, что стоит ожидать создания гибридных продуктов банков и мобильных операторов.

Некоторые эксперты предполагают, что вполне вероятно слияние финтехов и мобильных операторов, что станет катастрофой для традиционных банков и приведет к их полному вытеснению с рынка.