Как уход мелких игроков повлиял на рынок МФО. Интервью МИЛИ


Генеральный директор ООО «МИЛИ» Леван Назаров рассказал порталу ТопЗаймов.рф о конкуренции на рынке микрофинансирования, судебных разбирательствах с заемщиках, а также на какие цели клиенты компании оформляют микрозаймы.

За последний год большое количество мелких МФО ушло с рынка. Чувствуете ли вы снижение конкуренции или это никак не повлияло на вас?

Безусловно, уход мелких игроков» приводит к росту конкуренции за «свободных» клиентов. А значит, каждый игрок, который заинтересован в их привлечении задумывается, как сэкономить, не потеряв старых клиентов, и увеличить объемы на меняющемся рынке.

Какое законодательное нововведение в сфере микрофинансирования за последний год вы считаете наиболее важным?

Из крупных изменений, наверное, можно отметить разделение рынка на МКК и МФК. Наведение порядка на рыке способствует уходу  слабых игроков, росту здоровой конкуренции, что в результате благотворно отражается и на клиентах.

Как по вашему мнению политика ужесточение регулирования деятельности МФО, которую последовательно проводит ЦБ, повлияет на микрофинансовый рынок?

Положительно. И на клиентов, и на сами МФО. С рынка уйдут мелкие, останутся только крупные, которые будут оказывать качественные услуги.

Многие МФО составляют “средний портрет” своего заемщика. Проводили ли вы подобные исследования?

Портрет заемщика «МИЛИ» это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет, значимая половина которых — женщины. Средний доход таких пользователей до 35 тыс.руб.

Основная цель займа это, так называемые, «текущие» расходы. Денежные средства требуются в связи с задержкой з/п, форс-мажором или перерасходом семейного бюджета. Как правило, это небольшие суммы денег, которых не хватает до зарплаты. Чуть меньше, порядка 15% оформляют на ремонт, 9% на лечение, 8% на квартплату, погашение кредитов. Менее 5% клиентов берут займы на подарки, мебель, технику, обучение, отпуск.

Вы одна из немногих компаний, которые публикуют на своем сайте ссылки на судебные решения по спорам с заемщиками. Но, во всех решениях, которые вы указываете на своем сайте, суд становится на вашу сторону. Бывали ли случаи, когда заемщикам удавалось выиграть дело в суде?

Да, действительно было два таких случая.  Мы поддержали позицию истца и сами просили суд удовлетворить требования о признании недействительным договор, т.к. он его, действительно, не заключал. За заемщика действовали мошенники, которые сейчас находятся под следствием.

Поскольку,  мы вкладываем много средств в развитие на старте, бизнес процесс с привлечением Евросети является юридически обоснованным. Каждый клиент проходит очную  идентификацию в салонах Евросети, при выдачи микрозайма, подписывая договор.  Как правило, клиенты ссылаются на отсутствие взаимодействия с МФО на стадии выдачи займа. Но текущий бизнес-процесс позволяет выявить мошенников, и доказать незаконные действия.

Нельзя не спросить скоринговой системе, использующей для оценки заемщиков информацию из соцсетей. Многие ресурсы, в том числе и наш, неоднократно писали о ней раньше. В последний год многие пользователи начали переходить из соцсетей в мессенджеры вроде Telegramm и Snapchat, стремительно растет роль Youtube. Все это как-то повлияло на вашу скоринговую систему?

Нет. В конечно счете мы оцениваем не социальную сеть, а самого клиента. Ведь за всеми аккаунтами в социальных сетях стоят конкретные клиенты, и поэтому не важно откуда он к нам приходит, с какой социальной сети и какие данные отдает. Задача оценить реального живого человека. На текущий момент, использование социальной сети не является единственным вариантом для регистрации клиента. Работает, также, схема регистрации с помощью электронного адреса.

На наш взгляд, главной проблемой микрофинансирования в России является негативный образ МФО, сложившийся в глазах многих россиян, которые просто не понимают, как работает модель PDL-кредитования и считают, что раз процентная ставка по займу составляет 1-2% в день, то это ростовщичество. На ваш взгляд, изменилось ли отношение населения к микрозаймам за последний год?

К сожалению, нет.

Расскажите о планах компании на 2017 год

Продолжать оказывать качественные услуги для клиентов