«Быстрокарту» выбирают из-за бесплатного оформления и быстрого зачисления денег


Юрий Провкин, генеральный директор группы компаний «Быстроденьги», рассказал порталу ТопЗаймов.рф об основных рисках для компании в 2016 году, изменениях в законодательстве о микрофинансовой деятельности которые ожидаются в скором времени, и преимуществах получения займов на «Быстрокарту».

Можете ли вы выделить основные риски для компании в 2016 году?

Я думаю, что можно разделить риски на две основные категории: это регуляторный и макроэкономический.  Если говорить про регуляторный, то сейчас Центральный Банк сфокусирован на законе о разделении рынка на микрофинансовые и микрокредитные компании и на внедрении закона о коллекторской деятельности, который вступает в силу с 1 января 2017 года. Здесь мы для себя никаких особых рисков не видим, мы готовы к этим изменениям. Стоит отметить еще одно важное нововведение, которое мы ожидаем – это ограничение количества займов на одного кредитора в год. Тут мы ведем диалог от лица СРО, от лица рынка с регулятором и пытаемся найти правильный баланс, который устроит белых и прозрачных игроков.

В макроэкономическом аспекте основным риском выступает потеря заемщиками работы, и соответственно трудности в поиске денежных средств для расчёта с кредитором. Мы работаем с этим риском и просто учитываем его при дальнейшей кредитования. В этом нам помогает наше последнее изменение, которое заключается в том, что ИТ-система позволяет фиксировать изменения на рынке труда (например, невыплата заработной в крупных предприятиях) и тут же учитывать это при кредитовании того или иного региона. Поэтому здесь мы тоже достаточно гибкие.

Как повлияет на деятельность вашей компании ограничение максимальной суммы долга по договорам потребительского займа в пределах трехкратного размера суммы займа с 1 января 2017 года?

Данное ограничение отразится на деятельности компаний, которые предлагают своим клиентам неограниченное количество пролонгаций, а также тем, кто не ограничивает период начисления процентов по договору. Они будут лишены возможности начислять проценты и, соответственно, пролонгировать займы после того, как общая сумма процентов достигнет трехкратной суммы займа.

В нашем случае количество пролонгаций всегда было ограничено, срок пользования займом короток, период начисления процентов не может превышать 99 дней после просрочки. Исходя из ставки 2% в день, трехкратная сумма займа (300%) наступает в районе 150 дня пользования. Поэтому данное законодательное ограничение не оказывает на нас влияние.

Вместе с тем важно отметить, что нелегальных кредиторов, не следующих требованиям законодательства, например, о ПСК, данная норма может лишить незаконных доходов при массовом обращении заемщиков в суд с требованием о признании соответствующего условия договора займа недействительной.

Уменьшился ли, по вашим оценкам, объем серого рынка микрокредитования за последний год?

Мы наблюдаем постепенное сокращение количества нарушений в работе микрофинансового рынка – их стало примерно на треть меньше, чем в 2015 году. Но даже при такой положительной динамике объем серого рынка микрокредитования уменьшается достаточно медленно.

Изменилась ли методика работы компании с должниками после принятия закона о коллекторской деятельности?

Добросовестные и профессиональные представители рынка взыскания и до вступления в силу закона не использовали несистемные методы взыскания, которые сейчас прямо запрещены законом. Вводимые поправки фактически закрепляют социально-ориентированные практики взаимодействия микрофинансовых организаций со своими клиентами, которые разработаны и уже применяются лидерами рынка.

Также из изменений стоит отметить создание отдельного юридического лица для работы с просроченной задолженностью – ООО «Финколлект», которое уже состоит в Национальной ассоциации коллекторских агентств (НАПКА) и после принятия закона войдет в реестр профессиональных взыскателей. ООО «Финколлект» – это профессиональная служба взыскания группы компаний «Быстроденьги» и новое направление бизнеса по обслуживанию собственных займов и портфелей сторонних микрофинансовых и кредитных организаций. Основной вид деятельности новой компании – оказание профессиональных услуг по взысканию задолженности на досудебной стадии за счет разъяснения прав и возможностей сторон для выхода из долговой ситуации, а также возврат заемщика в установленный договором график платежей или выработка нового.

Каков процент невозврата займов на данный момент и как он изменился за последний год?

На данный момент в работу службы взыскания попадает 15,1% заемщиков. Мы наблюдаем ежегодное сокращение доли таких клиентов, в прошлом году такой показатель составлял 15,5%. Это свидетельствует о правильной политике управления рисками, а также о повышении финансовой грамотности и более ответственном подходе к распределению собственных денежных средств среди наших заемщиков.

Могут ли клиенты компании реструктурировать задолженность? И, если да, в каких случаях это можно сделать?

В нашей компании отсутствует возможность реструктуризации займа. Однако в случае возникновения у клиентов форс-мажорных ситуаций мы можем заключить с ними дополнительное соглашение, по которому возможно приостановить начисления процентов и пеней. Мы заинтересованы, чтобы заемщик как можно быстрее и комфортнее погасил займ, поэтому стараемся в формате активного диалога найти выход из спорных ситуаций. Это позволяет компании сохранить лояльное отношение клиентов.

В чем преимущества оформления «Быстрокарты» для клиентов компании? Какой процент клиентов оформляет займы с ее помощью? 

Предоплаченная карта «Быстроденьги» является востребованным каналом получения займов. Клиенты ценят «Быстрокарту» за бесплатное оформление, обслуживание и моментальное зачисление денег. Доля дистанционных выдач в общем объеме группы продолжает стабильно расти, уже достигнув отметки 55%. К развитию дистанционного канала стимулирует всех игроков рынка также совместная инициатива НАУМИР и Центрального Банка России по переводу половины краткосрочных займов на безналичный способ получения.

Расскажите о планах компании на будущее

Мы видим большой потенциал в развитии концепции финансового супермаркета. Это наша новая модель обслуживания, в центре внимания которой находится клиент. Мы понимаем, что у наших заемщиков есть и другие потребности помимо того, что мы им сейчас предлагаем. Поэтому двигаемся в сторону диверсификации и думаем над тем, чем еще способны помочь заемщику, ведем переговоры с другими терминальными сетями в дополнение к нашему основному партнеру, реализовываем пилоты по продаже страховок, юридических консультаций, кредитных отчетов, sim-карт и др. Помимо этого мы также готовимся к пилоту ряда технологических проектов, где планируем завести новых партнеров для расширения клиентской базы. Например, сейчас ведем переговоры с одним из телекомов для кредитования его абонентов.

В нашей компании существует дорожная карта на три года вперед по внедрению и пилотированию ряда других продуктов. Я уверен, что МФО так или иначе обязательно будут диверсифицировать бизнес.