Особенности оформления займов в крупных, мелких и нелегальных МФО


Сеть микрофинансовых организаций окутала всю страну. Их названия разнообразны, но чаще всего они созвучны словам: «деньги», «займы», «быстро». Основной целевой аудиторией таких компаний являются люди, которым отказали в банках. Часто с невысоким уровнем доходов, низкой финансовой грамотностью, из незащищенных слоев населения. К услугам микрофинансистов прибегают и обеспеченные люди, просто не имеющие стабильного подтвержденного дохода. Цель МФО не качество, а количество займов. Десятки добросовестных плательщиков покрывают убытки от сотен невозвращенных в срок долгов. Агрессивная реклама – визитная карточка таких организаций. Яркие баннеры, расклеенные объявления на каждом столбе и заспамленные почтовые ящики граждан – все это призвано привлечь внимание любой ценой. Но все ли микрофинансовые компании работают по такому принципу? Есть ли отличия между мелкими и крупными игроками рынка? Портал Топзаймов.рф решил разобраться этом, взглянув на систему изнутри.

Грязные игры мелких МФО

Многие небольшие микрокредитные компании не допускают серьезных правонарушений и по сути не нарушают законодательство, но тем не менее их нельзя назвать добросовестными кредиторами. Хитрость, обман, непорядочность, манипулирование – все идет в дело, чтобы привлечь больше клиентов и получить максимальную прибыль.

Как правило, мелкие микрофинансисты не выстраивают доверительных отношений с клиентами. Они всеми силами сначала «продают» займ, а потом не перед чем не останавливаются, пытаясь его получить назад в срок. В ход идут всем известные звонки, угрозы, встречи, разглашение персональных данных.

Договоры займа составлены с завуалированными формулировками, для того чтобы скрыть истинную переплату. Акции и программы лояльности для постоянных заемщиков не предусмотрены.

Небольшие МФО похожи на мелких предпринимателей по отношению к своим работникам. Зарплаты платят минимальные, график работы задают вразрез трудовому законодательству. Понятие безопасности в офисах отсутствует. А обязанностей навешивают под завязку.

Например, часто в обязанности менеджер по выдаче займов входит: ввод заявки, обзвон на привлечение, звонки должникам, урегулирование конфликтов, материальная ответственность – и все это за 15000 рублей в месяц. То есть сотрудник и продажник, и психолог, и коллектор в одном лице. Если сюда добавить еще и материальную ответственность за каждый проступок, постоянный негатив, который приходится аккумулировать, ненормированный рабочий день, зачастую даже без вменяемого обеденного перерыва, то начинаешь понимать, что сотрудникам небольших МФО приходится едва ли не тяжелее, чем их клиентам.

Условия труда напрямую влияют на качество оказываемых услуг и производительность, поэтому в офисах подобных компаний можно встретить унылые лица сотрудников с таймером окончания рабочего дня вместо глаз. Отсюда возникает большая текучка кадров, что также негативно влияет на показатели работы.

Микрофинансовое продполье

Обособлено существуют, так называемые «серые» МФО. Они не зарегистрированы в ЦБ, не выполняют установленные законодательством требования к деятельности МФО.. Одним из признаков такой организации являются огромные ставки по займам, превышающие установленные ЦБ предельные значения. “Серые” МФО ничем не рискают. Максимум, что может грозить сейчас недобросоветным кредиторам – исключение из реестра ЦБ, а они в нем даже не состоят.

Нелегальные кредиторы могут использовать персональные данные клиента, произвольно изменять условия договора займа, угрожать должникам —

Солидные МФО

Серьезные организации, которые дорожат своим местом в государственном реестре микрофинасновых организаций, налаживают с клиентами партнерские отношение при помощи качественного сервиса, различных льготных программ и бонусов. Вот их основные виды:

  • Пониженная процентная ставка для новых клиентов (снижение доходит до двух раз);
  • Расширение максимально возможной суммы займа;
  • Ускоренное рассмотрение заявки;
  • Перенос крайне даты возврата займа без применения штрафных санкций;
  • Улучшение кредитной истории;
  • Возможность участия в розыгрыше ценных призов;
  • Гарантированные подарки каждому заемщику, соответствующему требованиям программы;
  • Беспроцентные периоды пользования деньгами.

Такие компании активно конкурируют между собой, что в итоге удешевляет займы для клиентов. В серьезных организациях не принято угрожать должникам, нецензурно выражаться или порочить его честь перед работодателем.

Лидеры микрофинансового рынка стремятся оказывать качественный сервис своим клиентам. В понятие качества входит: прозрачные условия договора, адекватная стоимость займа, удобные способы погашения, широкая филиальная сеть.

Что необходимо знать перед оформлением займа в МФО

  • Микрофинансовая компания должна быть учтена в соответствующем реестре ЦБ. Проверить информацию можно на сайте Центрробанка
  • Информация о деятельности и лицензиях должна быть размещена в общедоступном для клиента месте. Например, в офисе или на сайте компании.
  • Стоит уточнить состоит ли МФО в саморегулируемой организации (СРО). Членство в СРО дает гарантии помощи клиенту в спорной ситуации.
  • Нормальные МФО не требуют предоплаты за проверку, подачу заявки или увеличения шанса одобрения.
  • При оформлении займа ни в коем случае не стоит оставлять паспорт и другие документы в офисе микрофинансовой организации.
  • Если при онлайн подаче заявке от клиента требуют фотографию с собственным паспортом – это нормально. Так МФО может убедиться в личности заемщика.
  • Регистрация банковской карты с блокировкой символической суммы распространённая практика. Кредитор проверяет правильность поданных сведений.
  • Предложение по улучшению кредитной истории – это легально. Несколько успешно возвращенных займов действительно отразятся в бюро кредитных историй.