Развенчиваем мифы о работе коллекторов

Череда громких скандалов, связанных с действиями российских коллекторских агентств, привела к широкой дискуссии о необходимости запрета подобных организаций. 

Кто-то считает их узаконенной формой рэкета, кто-то полагает, что они играют важную роль в финансовой системе и их исчезновение приведет к резкому росту просроченной задолженности населения.

Но далеко не все понимают, как на самом деле устроен бизнес подобных компаний. Мы решили развенчать основные мифы, которые сложились вокруг коллекторской деятельности.

Микрофинансовые организации и банки зарабатывают на продаже долгов коллекторам

В это сложно поверить, глядя на суммы, за которые агентства по взысканию задолженности выкупают долги населения у финансовых учреждений. В случае с МФО сумма продажи обычно составляет от 1% до 5% от изначальной суммы долга, у банков она на несколько процентов выше. Это отличные сделки для коллекторов, но не для банков или микрофинансовых организаций, которые таким образом просто избавляются от просроченной задолженности.

Основная аудитория коллекторов – малообеспеченные люди

По утверждению сотрудников фирм по взысканию задолженности, среди их клиентов есть представители абсолютно разных слоев населения: чиновники, пенсионеры, врачи, менеджеры, даже полицейские. Разве что алкоголиков и пенсионеров не очень много. По рассказам многих сотрудников микрофинансовых организаций, продающих долги коллекторам, это самые аккуратные вкладчики.

Большинство пенсионеров отличаются большей обязательностью, чем молодое поколение. А алкоголики прекрасно понимают, что кроме МФО мало кто согласиться занять им деньги, поэтому также проявляют не свойственную им в обычной жизни добросовестность.

Большинство сотрудников коллекторских агентств – бывшие сотрудники полиции

На самом деле такие люди составляют лишь небольшую часть персонала агентств по взысканию задолженности. Крупные коллекторские фирмы действительно часто нанимают на работу бывших сотрудников правоохранительных органов, готовых к жесткому взаимодействию с должниками. Но большая часть работников – обычные парни и девушки, пришедшие по объявлению. И всем нюансам работы с должниками они учатся по ходу дела.

Всяких хитростей довольно много. При общении по телефону персоналу многих фирм разрешают представляться вымышленными фамилиями, чтобы должники не могли потом пожаловаться  в полицию на их угрозы. А они звучат очень часто. По данным организации “Россия без долгов” 26% обратившихся к ним людей жалуются именно на угрозы со стороны коллекторов в свой адрес.

Также сотрудникам при общении с клиентами запрещается употреблять уменьшительно-ласкательные слова. Нельзя говорит и “спасибо” и “пожалуйста”. Должник должен понимать, что он попал на крючок людей, лишенных сантиментов. Еще одна “фишка” – грозное название организации, от которой звонит коллектор. “Кавказ”, “РОВД”, “Этап” – из списка названий агентств по взысканию задолженности можно составить перечень вещей, которых боятся россияне.

Коллекторы часто угрожают должникам физической расправой

Есть гораздо более действенные способы запугать клиентов. “Ваш долг составляет 40 тысяч рублей, через неделю вы будете должны 60 тысяч, лучше погасите задолженность пока не поздно” – так сотрудники фирм по взысканию задолженности пытаются создать иллюзию того, что долг растет сумасшедшими темпами и необходимо любыми средствами погашать его.

Есть и более жесткие способы. Позвонить должнику на работу и сказать, что он наркоман или болен СПИДом – плевое дело для многих нечистоплотных коллекторов. Бывали даже случаи, когда от имени должника создавали объявления в интернете об оказании интимных услуг и показывали их его родственникам.

Часто сотрудники коллекторских фирм исписывают подъезд незадачливых клиентов МФО напоминаниями о задолженности. Стоит ли говорить, как после этого соседи относятся к несчастным должникам.

Еще более жесткий способ – побить стекла в квартире или поцарапать машину. Вообще руководство коллекторских агентств руководствуется только одним принципом – долг должен быть взыскан. Поэтому каждый сотрудник сам выбирает, какими методами он будет выбивать деньги. И перечисленные выше способы еще не самые жестокие…

Незаконные методы выбивания долгов используют исключительно коллекторы

На самом деле очень часто запугиванием должников занимаются сами сотрудники МФО. В основном это касается “серых” и “черных” компаний, не работающих в правовом поле. И в арсенал их методов выбивания долгов входят, и звонки с угрозами, и заклеивание подъезда листовками, и обрезание телефонных проводов, и битье стекол - словом все действия, которые молва часто приписывает исключительно коллекторам.

Сотрудники коллекторских агентств зарабатывают огромные деньги

Серьезными заработками обычно может похвастаться только руководство фирмы. Рядовые сотрудники мелких коллекторских агентств получают очень немного. Правда, за взыскание крупных сумм положены премии. К примеру, в статье издания “Новая газета”, вышедшей в конце 2015 года, приводилась следующая информация: за взыскание более 200 тысяч рублей положена премия всего лишь в 1 тысячу рублей, 250 тысяч рублей – 2 тысячи рублей.

Стоит ли говорить о том, что при таких мизерных заработках и постоянном стрессе долго продержаться в коллекторском агентстве могут немногие. Текучка кадров в таких фирмах очень большая.

Цивилизованные коллекторы: миф или реальность?

Конечно, существуют и нормальные коллекторские агентства, которые работают цивилизованными методами: не допускают угроз при общении с должниками и обращаются в суд для взыскания задолженности. Но их деятельность не вызывает никакого резонанса и общественность обращает внимание только на шокирующие истории выбивания долгов.

Кто же виноват в том, что они происходят с пугающей периодичностью? Вина лежит на самих законодателях. Закон о коллекторской деятельности пока находится на стадии рассмотрения. Стоит ли удивляться, что пока не создано никаких правил, которые регулировали бы работу с должниками, сотрудники многих фирм пускаются во все тяжкие? 


Ольга Рафаэль специально для ТопЗаймов.рф


Возврат к списку

Отзывы


 Стоимость данных о клиенте будет снижаться одновременно с развитием  направления Big Data

Алиса Новикова

Руководитель направления PR департамента маркетинга [смсфинанс }

Шанс стать управляющим и даже региональным руководителем группы есть у каждого менеджера

Юрий Попик

председатель Совета директоров МФО «Центрофинанс»,

Заглянуть в будущее. Что ожидает финансовый рынок в ближайшие годы

Рынок микрофинансирования находится на рубеже большого перелома. Главным фактором развития компаний становятся технологии, мелкие компании постепенно вытесняются с рынка, на сегмент микрофинансирования...

Что могут рассказать о посетителях портала ТопЗаймов.рф их мобильные устройства

Существует теория о том, что данные о мобильном телефоне помогают в оценке поведения и платежеспособности заемщика микрофинансовой организации. Специалисты ТопЗаймов.рф провели собственное исследование....

Популярные предложения
Займ на карту Кукуруза.
Займ на карту Кукуруза.
От 3000 до 21000 руб. Под 1% в день. С 18 лет. Без справок и поручителей!